В прошлой статье мы рассказали о символизме в таком виде искусства, как иконопись, которая являлась родоначальником Северного и Южного Ренессанса, также рассказали о выдающемся для того времени полотне “Портрет четы Арнольфини”, написанного кистью гениального нидерландского художника Яна ван Эйка. Продолжая эту тему, начнем сегодня с работы представителя эпохи итальянского Возрождения, а именно падуанской школы живописи - Андреа Мантенья, родившегося в 1431 году в местечке Изола-ди-Картура близ Венеции.
Андреа Мантенья, “Моление о чаше”, 1455.
Сюжет картины традиционен для той эпохи и иллюстрирует сцену из Священного Писания, но композиционное решение полотна выполнено необычайным для тех времен образом. Главная фигура здесь помещена на задний план и повернута спиной к зрителю. А на переднем же плане мы видим учеников Христа, которые еще полны земных слабостей и поэтому не имеют нимбов. Учитывая эту деталь, можно сделать вывод, что для художника главной идеей являлось духовное совершенствование учеников. Это полотно изобилует символами: скала, на которой Христос совершает молитву, символизирует твердость в вере; крест в руках одного из ангелов - тяжелая доля, которая неминуема для Иисуса; сухое дерево и стервятник - предвестники конца; а ветка с зеленым побегом говорит о скорейшем воскрешении; кролики, смирно сидящие на дороге, по которой вскоре пройдет отряд римского войска, чтобы взять Иисуса под стражу, говорят нам о смирении и принятии высшей воли; оставшиеся от только что срубленных деревьев три пня повествуют о готовности креста для распятия; на переднем плане мы видим прорастающие из скалы ростки, а за учениками - молодое дерево, это также является символами новой жизни и надежды.
Далее, в изобразительном искусстве конца XVI века, сформировался новый жанр, основанный на необычайном интересе художников к музыкальным инструментам и музыке в целом. Художники наделяли особым смыслом объекты своего интереса. Это относится в частности к мастерам средневековой живописи, Ренессанса и более позднего периода.
Мари́-Элизабет-Луи́за Виже́-Лебре́н, “Мадам де Сталь”, 1809.
Духовой инструмент флейта является атрибутом сатиры Марсия, пастуха Августа и евангельским инструментов пастухов. В живописи того времени флейта ассоциировалась с фаллическим символом и пороком, как это было у древних.
Лютня является музыкальным атрибутом и именем одной из девяти муз. Лютня с лопнувшей струной в живописи символизировала разлад.
Труба является атрибутом муз Евтерпы, Калиоппы и Клио, начиная с XVII века, а в христианстве она возвещает Страшный Суд; прямая длинная труба является символом доброй славы, а короткая - дурной.
Что касается других музыкальных инструментов, свое символическое значение они обрели благодаря связи с мифологическими персонажами Священного Писания. Так, например, арфа в сознании людей средневековой культуры и Возрождения прочно закрепила ассоциацию с царем Давидом, который часто играл на ней, будучи пастухом.
В XVII веке стала популярны идея бренности всего сущего. Наиболее яркое выражение она получила в натюрмортах. И музыкальные ноты, и музыкальные инструменты являлись яркими символами быстротечности мира. Звук - краток, был и не был... В живописи того времени помимо музыкальных инструментов часто использовали и другие символы: часы - эфемерность бытия; античная скульптура - символ искусства; серебряные и драгоценные сосуды - знак богатства; белая лилия - непорочность; белая роза - символ платонической любви; красная роза - любви плотской; тюльпаны символизировали быстроту уходящей красоты; увядший цветок - знак угасших чувств; чертополох символизировал зло; бабочка - бессмертие души; экзотические раковины символизировали неразумную трату денег.
Что касается пейзажной живописи, она также была соткана из многочисленных философских символов и метафор. Одним из мастеров пейзажной живописи был немецкий художник - Каспар Давид Фридрих, яркий представитель романтического направления. История средневековья в полотнах этого художника имеет отражение в руинах монастырей, храмов и гробниц, подчеркивая тем самым трагический разрыв эпох.
Каспар Давид Фридрих, “Крест в горах”, 1808.
Символика образов произведения довольна проста: солнце, уходящее в зенит, но освещающее своими лучами распятие, повествует о смене Ветхого завета на Новый: крест, установленный на скале, служит символом крепкой веры; зеленые ели символизируют надежду; виноградные лозы и пшеница, на заказанной специально для этого произведения раме, указывают на таинство причастия; лучезарная дельта на фоне треугольника является символом Святой Троицы; двойная семиконечная звезда с кругом внутри символизирует двойственность, так как мы видим две семерки. Число семь связано с символом творения и абсолютом, а также, семиконечная звезда, если обратиться к эзотерике, является числом магов и каждый луч этой звезды связан с определенной планетой. У пифагорейцев цифра 7 считалась числом религии и была достойна поклонения. Она также называется числом жизни. И венчают своды рамы пять ангелов, что также не случайно. Цифра 5 была священным символом света у греков. Также она символизирует эфир - пятый элемент.
Средневековая культура оставила после себя традицию вкладывать смысл в каждую вещь, особенно эта идея проявилась в натюрморте XVII века. Рассмотрим произведение голландского живописца Яна Давидс де Хема с названием, говорящим само за себя, “Mеmento mori”.
Ян Давидс де Хем, “Memento mori”, 1660.
Главным действующим лицом в этом произведении является невероятной красоты букет, занимающий практически все пространство холста. Но, если приглядеться, мы увидим некоторые странности в выборе предметов возле букета: череп, помятую бумагу с надписью, раковину. Все в этом произведении говорит нам о быстротечности времени, даже букет с поблекшими лепестками тюльпанов, увядшим маком и тронутыми тленом другие цветы. Художник, ко всему прочему, старательно вписал в произведение насекомых и червяков, и их присутствие лишь вторит общей идее о том, что все мы временны на этой бренной земле. Но, также, художник, с помощью такого элемента, как раковина, являющаяся в свою очередь символом паломничества, направляет мысль зрителя к высокому, вечному и духовному - к нашей душе.
Идеология бренности в натюрмортах предваряла формирование термина «stillleven», где каждый предмет обращается к зрителю со своим посланием. О голландском натюрморте и его необычайном художественном языке мы подробно рассказывали в одной из предыдущих статей!