История символов в живописи. Часть 1

Дорогие мастера, модели и любители прекрасного, мы продолжаем рассказывать о символах и их значениях в истории живописи, и надеемся, что эти знания послужат источником вдохновения и новых идей для Вашего творчества! 

Феофан Грек, “ Преображение Господне”. 


В истории искусства символика имеет огромное значение, и ее развитие идет рука об руку с развитием культуры. Любое произведение искусства следует рассматривать в контексте культуры, так как оно является прямым отражением эпохи. Следовательно и значение символов, используемых в художественных произведения, могут варьироваться в ходе истории. Живопись повествует о социальных настроениях, ориентирах общества, уровне духовности, внутренних чаяниях людей конкретного периода. Символы обращаются к разуму, подсознанию и чувствам, выстраивая в сознании человека определенные  ассоциации, и, являясь языком визуального искусства, служат передачей конкретных идей и понятий. По мере того как представители одних социальных и религиозных групп коммуницировали с другими путем торгового и культурного взаимодействия, язык искусства трансформировался, обогащался и обретал новые символы и значения. 
Символы бывают также вневременными, понятными для многих даже современных людей на уровне ассоциаций. Символы могут представлять из себя форму, свойство или число. Так, например, число 7 ассоциируется с абсолютом - семь нот, семь дней недели, семь цветов радуги, семь добродетелей. Синий цвет - цвет неба, ассоциируется с мудростью и духовностью. Фигура круга, как форма двух светил - Луны и Солнца, ассоциируется с мирозданием. Такой предмет, как оливковая ветвь является символом мира, а младенец - символом человеческой души.  


Делая отсылку к средневековью, когда вся живопись была тесно связана с религиозным учением и находилась под строжайшим контролем конфессии, все символы в художественных произведениях повествовали о сложном духовном понятии Божественного: свет являлся символом духовного просветления; радуга, соединяющая Землю с Небом, как символ примирения человека с Творцом; такое древнейшее ремесло как ткачество или ассоциация с ним являлось символом определения судеб всего сущего; ловля рыбы, как символ обращения в свою веру - прямая отсылка к учению Христа; образ кентавра символизирует борьбу духовного и плотского; сова, как птица бодрствующая ночью, символизирует тьму, сон и хаос.  


Так как в средневековой культуре появилась иконопись, пришедшая из Византии и имеющая четко сформированные каноны и символы, стоит рассказать о ней тоже. Языком иконы являются определенные жесты, цвета и предметы. Иконописцы в отличии от других видов изобразительного искусства не придумывали ничего иного, они, по сути, писали одно и тоже, но в своей художественной манере, в рамках канонов. Иконопись принесла нам такой термин, как “обратная перспектива”, поэтому кажется, что пропорции лика и предметы искажены, но сделано это намерено. В иконе, дальние предметы изображаются более крупные, так как линии перспективы сходятся не в линии горизонта, а, как бы “внутри” зрителя. 

Глаза в иконописи считались зеркалом души человека, и поэтому они изображаются такими проникновенными и большими. В иконах Феофана Грека некоторые лики святых были изображены с закрытыми глазами, таким образом иконописец хотел донести идею внутренней молитвы и о фокусе внимания святого не на внешнем, а на внутреннем мире и покое. Все используемые элементы в иконе играют второстепенную роль, но тем не менее имеют определенную смысловую нагрузку: дуб символизирует вечную жизнь; гора олицетворяет собой сложный путь к Богу; голубь - символ Мира.


В цветовой палитре также существовали четкие каноны и смысловые значения каждого цвета: желтый цвет или цвет охры - это цвет высших ангелов, наиболее приближенных к Творцу; золотой цвет символизирует Божественное сияние и милость. Этот цвет используется при написании нимбов святых или в качестве фона в иконах изображающих Спасителя и Богородицу; белый цвет - цвет чистоты и непорочности. Этот цвет часто используется в одеянии Христа; черный цвет традиционно считается цветом печали и смирения, а также в качестве знака наибольшей удаленности от Всевышнего; голубой цвет считается цветом Богородицы, ее чистоты и праведности; красный цвет, используемый, например, в одеянии Михаила Архангела, является символом могущества и власти. В другой трактовке, этот цвет является цветом искупления и мученичества; зеленый цвет символизирует вечную жизнь.   


Особый смысл имели и жесты в изображениях, так как олицетворяли собой определенный духовный импульс. Приведем некоторые примеры: руки, вскинутые вверх символизировали жест просьбы о помощи и мире; рука с раскрытой ладонью и протянутая вперед служила знаком повиновения и покорности; поднятая вверх рука символизировала призыв к покаянию; а рука, прижатая к груди являлась символом сопереживания. Предметы же в руках также имели свой конкретный смысл и вторили главной идее: книга - священное писание; меч - символ Слова Господнего; ключи - открывают Божье царство, а крест, так же как и пальмовая ветвь - возможность войти в него.   


Так как христианство распространялось на Востоке и на Западе в разных исторических условиях, следовательно и иконопись распространялась разными путями. На Западе икона должна была максимально точно иллюстрировать события описанные в Священном Писании и поэтому, в ходе развития, это направление приобретало все больший и больший реализм, таким образом икона постепенно превращалась в художественное произведение с религиозным сюжетом, а само направление приобрело новый термин в живописи - “art nova”, что означает “новое искусство”. Этот термин очень точно определяет живопись североевропейской культуры XV века. Одним из ее ярких представителей являлся выдающийся гений живописи северного Ренессанса - Ян ван Эйк. Он же создал уникальное для того времени произведение “Портрет четы Арнольфини”, в котором он изобразил людей в обычной бытовой обстановке. 

Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфины», 1434. 


На полотне мы видим итальянского купца Джованни Арнольфини со своей молодой супругой. Они одеты в нарядные праздничные одеяния в соответствии с модой того времени. Вид у обоих торжественный и серьезный, позы неподвижные. На заднем плане, в глубине комнаты, мы видим висящее на стене круглое зеркало - это символ всевидящего ока. В зеркале отражаются еще двое присутствующих в комнате, одним из которых художник изобразил себя, но на полотне мы их не видим. Вероятно, что это свидетели торжества. Живописец изобразил новобрачных в полный рост и с необычным вниманием к деталям окружающим пару. Эти предметы рассказывают зрителю об их бюргерских благодетелях: о скромности, любви к порядку и бережливости своих владельцев. Так, собака обозначает верность; щетка символизирует чистоту; пара ботинок говорит о единстве новобрачных; зеркало - всевидящее око; апельсины, являясь плодами райского сада, свидетельствуют о райском блаженстве; яблоко традиционно говорит о грехопадении; а свеча  - неотъемлемая часть любого таинства. 


В следующей части статьи мы продолжим движение по хронологии символизма в живописи, и расскажем о том, как менялись смысловые значения символов в ходе развития культуры.




Поделиться:

Похожие статьи

Статья Символизм в искусстве Босха
24 июня

Символизм в искусстве Босха

Статья Символизм Великого Дали
18 июня

Символизм Великого Дали

Статья Символизм мира Брейгеля
28 апреля

Символизм мира Брейгеля

Статья Тайные знаки в известных картинах
5 августа

Тайные знаки в известных картинах